Демпинг и конкуренция: ценовые стратегии такси-агрегаторов Яндекс.Такси, Убер (Uber) и Гет (Gett)

Не так давно, подавляющее большинство такси-сервисов, функционирующих на территории России, перешли на фиксированную тарификацию маршрутов, отменив коэффициент стоимости. По словам представителей ведущих таксомоторных компаний, данные реформы помогут поддержать гуманную ценовую политику на такси-услуги и позволять водителям-партнерам получать стабильную заработную плату.

Яндекс.Такси начал использовать фиксированные маршрутные цены относительно давно — при оформлении заказа на извоз, клиент моментально видит финальную стоимость, не зависящую от количества трафика на дорогах или времени в пути. Мобильная платформа, на примере Москвы, рассчитывает цены на основании следующего алгоритма — вызов автомобиля оценивается в 99 рублей (в эту стоимость уже включены 4 минуты в дороге и 2 км. маршрута), дальнейшее перемещении тарифицируется из расчета 9 рублей за каждую минуту и километр.

Приложение само прогнозирует примерное время исполнение заказа, учитывает актуальную транспортную ситуацию и выдает финальную, неизменную стоимость услуги. Такой механизм расчета, безусловно должен привлечь новых клиентов, так как опасность чрезмерной переплаты полностью нивелируется. Компания Яндекс.Такси предлагает своим заказчикам регулярные акции и скидки, «убыток» от которых, бренд компенсирует водителям собственноручно.

Выгодные тарифы Яндекс.Такси легко проверить на столичных примерах — маршрут от Даниловской мануфактуры до Мытищ, длиной в 33 км, будет исполнен за 70 минут и обойдется клиенту компании в 593 рубля, при наличии скидки, и в 912 рублей по полной стоимости. Поездка от той же начальной точки до Арбата займет 24 минуты и обойдется в 216 рублей (полная стоимость проезда без скидочного тарифа — 332 рубля).

Интересен тот факт, что картографический сервис того же производителя, указывает значительно большее время на поездку по вышеуказанным маршрутам — 90 минут от мануфактуры до Мытищ и 54 минуты до Арбата. В такой ситуации, использование такси-сервисов для оперативных перемещений по городу оказывается крайне выгодным для клиентов, но далеко не все извозчики с радостью приняли новую ценовую политику Яндекс.Такси.

По признанию шоферов, расчетное время прибытия на точку, зачастую, не оказывается верным, бонусные отчисления и компенсации водителям так и вовсе, подсчитываются по мифическим алгоритмам. Не редки случаи, когда извозчики требуют от клиентов компании внести наличную доплату за, по их субъективному мнению, слишком дешевую поездку — если такой инцидент произошел, пассажир должен немедленно связаться с сервисной службой Яндекс.Такси для улаживания конфликтной ситуации, и не в коем случае не доплачивать извозчику «мимо кассы».

Негативные отзывы водителей, позаимствованные с специализированного интернет-портала, включают в себя неправомерный расчет стоимости при длительном простое в трафике, заниженное время фактического исполнения заказа, нестабильность работы картографического продукта от Яндекс, невозможность узнать финальную цену извоза до подтверждения заказа, «криминально» низкие цены на короткие маршруты.

Тем не менее, далеко не все извозчики клянут Яндекс.Такси на чем свет стоит, подавляющее количество шоферов вполне довольны новым ценовыми алгоритмами. По их мнению, система расчета вполне прозрачна, эффективна и вполне позволяет заработать за 14-часовую смену до 8000 рублей, с вычетом комиссионных. По мнению большинства извозчиков Яндекс.Такси, жалобы со стороны шоферов обусловлены исключительно жадностью и отсутствием возможностей проводить мелкие воровские схемы. По сообщениям официальных представителей Яндекс.Такси, бонусные отчисления извозчикам и ценовые алгоритмы постоянно редактируются, и настраиваются по специфику каждого конкретного региона и населенного пункта.

Системы расчета стоимостных коэффициентов Uber и Gett, не сильно отличается Яндекс.Такси, тем не менее обладают определенной спецификой. При заказе автомобиля от Gett, фиксированная маршрутная цена не всегда демонстрируется с точностью до рубля, но принимая во внимание тарификацию, клиент легко может подсчитать стоимость собственноручно. Использование опции извоза «Эконом+» обойдется заказчику в 97 рублей за вызов автотранспорта и по 7 рублей за каждый километр и минуту в дороге.

Если поездка включает в себя отдаление от кольцевой дороги на 10 км и более, к цене автоматически прибавляется сумма, в размере 190 рублей. Опция «Комфорт» от Gett, в свою очередь, рассчитывается по системе — 50 рублей за оформление заказа и по 18 рублей за 1 минуту в салоне машины — длина дистанции, в этом случае, не имеет решающего значения. Поездка от Даниловской мануфактуры до Мытищ, таким образом, обойдется клиенту в 644 рубля.

Февраль текущего года ознаменовал переход к фиксированным тарифам и компанию Uber – вышеуказанный маршрут, по самой базовой тарифной опции uberX, обойдется клиенту в 647 рублей, которая является вполне конкурентоспособной суммой. По заверениям представителей американского бренда, IT-специалисты компании разработали уникальный диспетчерский алгоритм, автоматически рассчитывающий стоимость поездки и самый эффективный маршрут движения, в зависимости от загруженности городских магистралей, актуальных дорожных работ и инфраструктуры конкретного мегаполиса. Водители имеют возможность сразу принимать новые заявки, в процессе завершения текущих, таким образом убыточный простой транспортного средства, фактически, сводится к нулю.

Региональная ситуация на рынках такси-услуг разительно отличается от условий работы извозчиков в ключевых городах России. Показательным примером является Стерлитамак, находящийся в Башкортостане — с приходом в локальную индустрию Яндекс.Такси, поездки на такси стали выгоднее для населения не только по сравнению с местными сервисами, но даже по сравнению с традиционным, общественным транспортом. Подача автомобиля обойдется клиенту в 30 рублей (в данную сумму включены два первым километра в дороге), заказчик заплатит по 5 или 13 рублей за каждый километр дистанции в черте города и в областной зоне, соответственно.

Конкурентные организации обслужат аналогичную поездку за сумму от 70 рублей и выше. Безусловно, демократичные региональные тарифы являются эффективным маркетинговым ходом для расширения клиентской базы — после того как основная масса заказчиков привлечена, ценовой диапазон выравнивается, относительно средней местной цены на услугу. Появление Uber на территории Уфы, в своем время, наделало много шума — поездки в аэропорт через американского агрегатора не имели конкретных аналогов по дешевизне.

Тем не менее, через несколько месяцев стоимость извоза сравнялась с подавляющим большинством предложений. Многие шоферы Ростова-на-Дону, жаловались на низкую стоимость коротких маршрутов, и снижение суммы вызова транспорта с 55 рублей до 18. В свою очередь, компания Uber заверила все партнеров, что данный алгоритм направлен на увеличение общего объема заказов и, не смотря на то что, самыми прибыльными для водителей являются продолжительные маршруты, выгодная часть «быстрых» поездок — в их количестве.

Подводя итоги, современные агрегаторные службы начинают предлагать своим клиентам не столько удешевленные тарифы, сколько прозрачные алгоритмы подсчета и планирования финальной стоимости извоза. Многие частные водители, до сих пор, возмущены предлагаемыми условиями работы, тем ни менее, продолжают исполнять свои договорные обязанности и получать вполне конкретные, обещанные дивиденды.




Читайте также в новостях: