Система заказа автомобиля-такси онлайн прочно укоренилась в сознании современного горожанина как простой и безопасный метод передвижения по мегаполису. Индустрия, ранее состоящая из архаичных служб по извозу, быстро наполнилась зарубежными и отечественными такси-агрегаторами, предоставляющими услугу оперативнее, и, что не менее важно, дешевле.
Приход в крупные города таких компаний, как Gett, Uber и других, облегчил жизнь многим людям, но внутри самого рынка по извозу нарастал предсказуемый конфликт. Компании и «классические» таксисты, традиционно функционирующие по оффлайн-системе, не брезговали любыми методами воздействия на новых конкурентов, агонизируя ужасом от потери большого количества клиентов и неизменно снижающихся доходов.
Многие европейские державы, ожидаемо, встали на сторону официальных, старообрядческих таксистов, запретив деятельность агрегаторов по стране, или обложив комании неадекватными законодательными регламентами. Борьба с онлайн-службами всегда сводилась к простому алгоритму — агрегаторы чаще всего зарегистрированы как информационная платформа, и отнюдь не как таксопарк — это позволяет компаниям экономить на налогах и многих других издержках.
На территории Тайвани, самое крупное онлайн-предприятие ушло с рынка собственноручно, под давлением государственных штрафных санкций на астрономические суммы.
Протестное движение в России
Громче всех, при появлении на рынке современных онлайн-агрегаторов, возмущались таксисты, привыкшие работать по морально устаревшей схеме. На их взгляд, работа водителя на одну из таких компаний только ухудшала ситуацию в индустрии — заниженная стоимость маршрутов позволило известным брендам нанять низкоквалифицированных извозчиков, не брезгающих работать на копейки.
Более того, внутренние штрафы и комиссионные сборы таких компаний в значительной степени сказывались на финальной зарплате шофера. Ранее, средний чек за поездку находился на отметке в 200 рублей, но на данный момент, стоимостная планка держится на отметке в 100 рублей — исходя из логики таксистов, низкий уровень заработной платы повышает дорожные риски, кардинально снижая общее качество предоставления услуги.
Праведный гнев российских водителей уже не раз выливался в крупные профсоюзные акции, протестные митинги и фактические потасовки. На территории Москвы, американский бренд Uber ощутил на себе жесткий прессинг со стороны городских властей — чтобы остудить пыл успешной, заграничной компании, администрация города планомерно требовала от организации передавать все актуальные геоданные о каждом автомобиле Uber, включая регистрационные номера машины и водительских удостоверений.
В итоге, компания подстроилась под ужесточившиеся требования контроля, подписала все необходимые акты и планомерно начала делиться статистической информацией со столичным министерством по транспорту. Uber эффективно продолжает работать как в Москве, так и других крупных российских мегаполисах — Петербурге, Перми, Омске и других.
Греческий коллапс
Не смотря на то, что присутствие таких онлайн-служб, как Uber, сохранилось в столичном регионе Греции, по стране, основная деятельность аграгаторов была свернута. Под конец 2014 количество и масштаб водительских митингов и стачек увеличилось в разы, профсоюзные деятели, Фимиос Либерополус и другие, подстегивали народное волнение, обвиняя компанию Uber в чрезмерном ужесточении конкурентной рыночной борьбы, сулящей новый виток безработицы в индустрии. В 2016 году, крупная стачка шоферов произошла под новым лозунгом — мелкие, традиционные, компании и частные извозчики настоятельно требовали снижение государственных пошлин для всех лицензированных таксистов — с 23 до 13 процентов, в рамках налога на добавленную стоимость.
Каталонский инцидент
Приход компании Uber на испанский рынок начался с Барселоны — потребители услуги были в полном восторге, в том время как локальные работники индустрии хватались за голову. Шоферы не раз резко высказывались о неадекватных конкурентных уровнях — каждому лицензированному испанском таксисту необходимо иметь лицензию, продлевая ее на платной основе, а также платить налоговые сборы.
В свою очередь водителю Uber такие документы не требуются, так как по сути, шофер компании выступает как автолюбитель, подвозящий страждущих используя онлайн-агрегатора как информационный источник. После долгих раздумий, государственные мужи усмотрели в таком алгоритме работы прямое нарушение текущего законодательства и запретили сервис повсеместно.
Незначительная оттепель произошла лишь в 2016 году, когда бренду Uber, все таки было разрешено присутствовать на локальном рынке Мадрида, но исключительно в форме бюджетных машин, класса UberX. Обязательным условием со стороны властей было предоставление клиентам полных данных об автомобиле и шофере, включая номера и регистрацию — данные правила исполняются и по сей день. Тем ни менее, в крупных туристических точках — Барселоне, Канарах и т. д. Uber был полностью стерт с рыночной «карты».
Южная Корея держалась до последнего
Успешное внедрение в местную индустрию, позволило Uber сформировать значительную клиентскую базу, с момента начала запуска сервиса — 2013 года. Тем ни менее, работа американского бренда наплодила тысячи мелких организаций, создав невменяемые конкурентные условия. После традиционных водительских стачек, и нелестных публикаций в СМИ, транспортное министерство Кореи решило упразднить проблему на корню — и полностью запретило как Uber, так и все остальные онлайн-службы на всей своей территории.
Индийский беспредел
При запуске основных онлайн-служб на территории Индии, волны протестов безусловно присутствовали, тем не менее, восторг обычных горожан был сильнее — локальная, традиционная такси-индустрия никогда не пользовалась особым доверием местных жителей. Тем ни менее, трагическое стечение событий в декабре 2015 года, оставило не самый лицеприятный отпечаток на репутации онлайн-агрегаторов.
В тот вечер, молодая женщина была изнасилована в такси, которое она собственноручно заказала онлайн. Государственные органы отреагировали незамедлительно и жестко — полностью запретив работу Uber на всей территории Дели. По истечению времени, общественная ситуация успокоилась, так как причной ужасающего инцидента было не использование жертвой онлайн-службы, а банальный фактор случайности. Деятельность американского бренда продолжилась на территории страны, правда далеко не во всех регионах.
Голландские игры
Иницитива Uber, под названием UberPop, позволяла компании набирать новых сотрудников в кратчайшие сроки — соискателю нужно было пройти небольшой регистрационный опросник, и после этого, шофер уже мог выходить на работу. Власти Голландии усмотрели в этом прямое нарушение регламента, и пообещали брать с водителей, зарегистрировавшихся таким образов штраф, на сумму в 10000 евро.
За каждый выявленный случай, компания Uber будет платить сумму в 100000 евро, соответственно. Не смотря на то, что штаб европейского дивизиона корпорации, находится именно в Амстердаме, карательные и запрещающие санкции на этом не завершились — в офисах компании проводились неоднократные обыски, аргументированные поиском свидетельств ведения Uber нелегальной деятельности.
Стоит отметить, что на данный момент, прессинг со стороны властей послужил причиной для запрета компании в голландских регионах — по столичным дорогам, машины Uber ездят как ни в чем ни бывало.