Праздники и выходные крайне насыщены заказами для служб такси. Горожанам необходимо оперативное перемещение из дома в гости, из питейного заведения домой, из центра города на периферию. Наряду с обилием автомобилей-такси на городских магистралях, возрастет и количество дорожных стражей правопорядка, блюдущих соблюдение правил вождения. Не исключено, что клиент, совершающий поездку в такие дни, может столкнуться с ситуацией, когда заказанное им такси остановил сотрудник ДПС.
Самые крупные онлайн-агрегаторы имеют, по сути, один о тот же регламентированный для водителя порядок действий, при проверке со стороны патрульно-постовой службы. Шофер, безусловно, должен произвести остановку транспортного средства в указанном сотрудником полиции месте, в не зависимости от того, производит он извоз на персональном автомобиле или на желтом, «брендированном» такси.
Водитель обязан поставить клиента перед опциональным выбором, дождаться завершения проверки со стороны ДПС или же пересесть на другой автомобиль, того же онлайн-агрегатора. При выборе заказчиком «режима ожидания», сумма поездки безусловно возрастает с каждой минутой простоя, тем ни менее при успешном окончании маршрута, время ожидания будет вычтено из итогового чека. При оплате по безналичному расчету каждый, из крупнейших онлайн-сервисов имеет собственную систему возвратов. При использовании услуг компании Яндекс.Такси, сумма чека и размер списываемых денежных средств должны быть согласованы через оператора; Gett производит возврат через систему бонусных отчислений, которые можно потратить на оплату будущих заказов; Uber переводит необходимую сумму напрямую на банковскую карту клиента, но только после звонка заказчика в круглосуточную службу поддержки.
Узнать о порядке своих действий, к сожалению, клиент самостоятельно не может. Ни в одном из популярных онлайн-приложение не присутствует соответствующего пункта — сориентировать заказчика по такой форс-мажорной ситуации обязан непосредственно шофер. В пресс-службах крупнейших компаний по извозу, официально заявляют, что каждый водитель проходит необходимую подготовку, и готов оказать клиенту прямое содействие при вынужденной остановки. Если водитель не предложил ни одной из вышеперечисленных опций, заказчик вправе незамедлительно обратиться в сервисную службу со всеми претензиями. На примере Яндекс.Такси, при задержке или невозможности завершить заказ по причине дорожной проверки, водитель такси полностью отказывается от оплаты за маршрут — шофер отменяет заказ и через оператора call-центра ищет для клиента другой автомобиль. Никакие дополнительные списания или вычеты с пассажира в данном случае не взимаются. В ситуации, когда водитель не только не предложил клиенту альтернативных путей решения проблемы, но и принял денежные средства за незавершенный маршрут, заказчику будут полностью возвращена вся затраченная сумма, а рейтинг шофера в системном списке сильно пострадает, в случае повторения таких инцидентов водитель может быть полностью заблокирован внутри конкретного оператора с последующим расторжение рабочего договора.
Возможные обыски такси со стороны правоохранительных органов и порядок действий клиента
Наряду с контролем правомерности действий водителя такси, под внимание сотрудников полиции может попасть и сам клиент онлайн-сервиса. Если сотрудник правоохранительных органов сочтет, что пассажира можно подозревать в наличии при себе запрещенных предметов — орудия совершения преступления, оружия и боекомплекта к нему, взрывчатые вещества и элементы детонации, наркотические субстанции и т. д., в таком случае осмотр клиента такси-сервиса становится полностью легитимным.
Безусловно, при первой же просьбе выйти из транспортного средства для полного обыска, клиенту необходимо подчиниться сотруднику полиции. Если запрещенные предметы или субстанции были найдены полицейским в самом салоне автомобиля, необходимо предъявить стражу правопорядка свой заказ через мобильное приложение и спокойно объяснить ситуацию. Правдивость слов клиента также поможет подтвердить работник сервисного call-центра. Если даже после таких мер, полицейский сочтет нужным провести дополнительные изыскания, как водитель машины, так и клиент сервиса, на вполне законных основаниях могут быть задержаны для дальнейших изысканий на срок не более 48 часов с момента задержания. Подробнее, данный юридическая ситуация описана в Административном регламенте РФ, в пункте 201.
В каком случае онлайн-сервис складывает с себя ответственные полномочия
Среди остальных пунктов сервисных соглашений, которые «подписывают» клиент при установке мобильного приложения, значится следующее — при совершении шофером противоправных или противозаконных действий, уголовная ответственность лежит полностью на нем. В данном случае такси-агрегаторы искренне считают, что выступают не более чем посредниками между водителем и клиентов, и поэтому не могут брать на себя вину за гипотетические незаконные действия шофера. Факт того, что онлайн-агрегатор взимает с шофера процентный вычет, по российскому законодательству, не может являться доказательством работы водителя на конкретную организацию. С точки зрения онлайн-сервиса, мобильное приложение предоставляет шоферу не более чем инструмент для работы, но качество самой работы зависит полностью от конкретного исполнителя.
На данный момент, законодательный регламент, прописывающий ответственность агрегаторов перед клиентов никак не закреплен в российском законодательстве. Тем ни менее, при форс-мажорной ситуации вполне возможно потребовать возмещение материального и морального ущерба через суд, используя 15-ую и 1064-ую статью Гражданского кодекса.
Известный адвокат, Сергей Варламов, считает, что не смотря на «дыры» в административном регламента, российские суды полностью понимают ситуацию, и почти в 100% случаев встают на сторону клиента. Аргументация вполне проста и логична — именно посреднические действия между шофером и агрегатором послужили причиной морального, материального или физического ущерба для заказчика. В данном случае онлайн-сервис становится прямым поставщиком услуги, а значит и несет полную ответственность за решение проблемных ситуаций.